- Книга об Азане
- Азан
ИСТОРИЯ АЗАНА
Слово «азан» переводится с арабского, как «оповещение». По Шариату это слово имеет определенное значение. Всевышний установил сроки для всех намазов, а азан – это оповещение о наступлении времени намаза. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Оглашение азана стало шариатским решением в первом году по хиджре.
Абу Давуд рассказал хадис: «Когда Пророк (мир ему и благословение) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза. Пророк (мир ему и благословение) долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк (мир ему и благословение) не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк (мир ему и благословение) отверг, так как это будет уподобление иудеям. Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда видел, как Пророку (мир ему и благословение) неспокойно. Ив ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: «Не продашь ли эту зурну?» «Зачем тебе зурна?» – спросил человек. «Я буду извещать людей о наступлении времени намаза», – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: «Аллаху акбар…» (по тексту азана). Утром Абдуллах рассказал сон Пророку (мир ему и благословение), и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха к Билалу, чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха.
Достоинство азана
Азан – это призыв, в текст которого вошли слова вероубеждение мусульман. Он напоминает людям о наступлении времени намаза и призывает к поклонению Аллаху. В азане утверждается Единственность Сущего Аллаха вместе с Пречистостью и Совершенством Его. Также свидетельствуется, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Напоминается, что намаз – это спасение. О достоинстве азана приводятся хадисы. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если бы люди знали о достоинстве оглашения азана и нахождении в первом ряду, то они и жеребьевкой стали бы бороться за это». (Бухари, Муслим).
Ибну Умар (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему и благословение): «Грехи оглашающего азан (муэдзина) смываются до завершения оглашения, и все живое, и неживое, услышавшее азан, просит о смывании его грехов». (Ахмад).
Оглашение азана и икамата
Оглашение азана и икамата является суннатом-муаккад (для мужчин) при наступлении срока молитвы для каждого обязательного намаза, намаза-джума или для возмещаемого намаза, будь-то коллективный или индивидуальный намаз, в пути или дома. Для женщины не предписано оглашать азан, так как их голос не принято слушать посторонним мужчинам.
Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.
Важное напоминание
Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[1], а икамат — желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссоляя» и «хайя ‘аляль-фаляях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»).
По окончании азана обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:
أللهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ وَ الصَّلاةِ الْقَآئِمَةِ آتِ مُحَمَّداً الْوَسِيلَةَ وَ الْفَضِيلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَاماً مَحْموداً الَّذي وَعَدْتَهُ اِنَّكَ لاَ تُخْلُفُ الْمِيعادَ
«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘уати ттааммати уа ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-уасийлята уаль-фадыйля, уаб‘асху макааман махмуудан аллязии уэ‘адтахь, Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».
Мағынасы: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» (одна из степеней в Раю) и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!».
[1] Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.